20 марта 2012 года в МАОУ лицей №5 Советского
городского округа состоялся региональный семинар «Формирование
исследовательской компетентности школьников в системе профильного обучения».
Семинар проводился в рамках областного Фестиваля науки и техники, совместно с
Информационным центром по атомной энергии в г. Калининграде и Калининградским
областным институтом развития образования.
Теоретическую
часть семинара открыла директор лицея И.Ф.Каплуцевич, она поприветствовала
гостей и участников семинара. Так же с докладами выступили: Л.В.Лыновская –
заместитель директора по УВР; Гуров В.А.
– к.п.н., доцент кафедры педагогики, психологии, организации социальной работы и
здоровье-сберегающих технологий Калининградского института развития
образования; в режиме веб-связи - Старунова И.В. – директор Информационного
центра по атомной энергии в г. Калининграде.
Цель
семинара – привлечь внимание к исследовательской деятельности как новой
парадигме российского образования в свете стандартов нового поколения.
Практическая
часть мероприятия состояла из трех отделений, на которых гости посетили 4
внеурочных занятия в начальной школе, имеющие целью формирование основ
исследовательской деятельности и 8 уроков и мероприятий по внеурочной
деятельности в основной и старшей школе, направленных на формирование
исследовательской компетентности школьников. «Все мероприятия прошли на высоком
методическом, организационном и образовательном уровне»,- отметили участники
семинара.
Заключительная
часть семинара была представлена переговорной площадкой «Исследовательская
деятельность и профильное обучение». Участниками переговорной площадки были:
представители образования (начальник
управления образования Е.М.Курина, директора школ, учителя, представители
Технологического колледжа г. Советска), науки
( социальные партнеры - директор Центра дополнительного образования КГТУ,
доцент кафедры физики, к.п.н. Капелевич М.С., Директор Информационного центра
по атомной энергии в г. Калининграде – И.В. Старунова), представители администрации Советского городского
округа (заместитель главы Советского городского округа по социальным вопросам
Яблонский И.С.; главный специалист управления культуры, молодежной политики и
туризма – Берников М.В., заместитель директора
Центра занятости – Прокопчик Т.В.,
ведущий инспектор по трудоустройству несовершеннолетних детей Бунякина Т.Г.); представители
работодателей, родителей; председатель Управляющего совета МАОУ лицей №5
Никулина Е.П.; Совет старшеклассников.
Цель
переговорной площадки - определить
позиции, полномочия и ответственность сторон для реального осуществления ведущей
идеи образования – образовательный стандарт как общественный договор.
Для
этого были поставлены следующие задачи:
1. Выяснить какое влияние оказывает
исследовательская деятельность на формирование будущего выпускника;
2. Проанализировать положительные и отрицательные факторы, влияющие на
результативность профильного обучения;
3. Выявить степень соответствия
интересов, требований и ответственности сторон, обеспечивающих подготовку
будущих молодых специалистов для страны/города;
4. Сформулировать рекомендации для коррекции негативных тенденций,
исправлению слабых мест, для улучшения положения в профильном обучении для всех
ответственных сторон.
Согласившись
с тем, что образование является стратегическим ресурсом страны, участники
переговорной площадки высказали мнения по вопросу - что сегодня входит в понятие «хорошее образование» для каждой из сторон, заинтересованных в
формировании будущего выпускника. Вопросы и мнения от учащихся и родителей
затрагивали важные проблемы, касающиеся формирования профилей в школе,
информацию о приоритетных специальностях
и профессиях, условия поступления, обучения в ВУЗах и послевузовского
устройства молодых специалистов, роль ответственности и самостоятельности самих
учащихся в учебе и подготовке к будущей профессиональной и социальной жизни,
ответственность административных и управленческих структур для обеспечения
условий для молодых специалистов и другие.
Стороны были
удовлетворены состоявшейся встречей, определены
общие ориентиры, согласованы проблемные вопросы. В ходе встречи пришли к следующим договоренностям:
- Учителям: развивать исследовательскую деятельность по
индивидуализации образовательного маршрута учащихся с учетом запросов
учащихся и их родителей;
- Родителям: воспитывать самостоятельность и ответственность детей
для успешной адаптации в будущей жизни, относиться более внимательно к мониторинговым
исследованиям по профориентации в лицее;
- Работодателям: формировать запросы, целевые наборы, поддержку выпускников, студентов
необходимых для них специальностей;
- Службе занятости: проводить
мониторинговые исследования перспективных профессий, специальностей на 3-5
лет и создавать условия доступности к информации для старшеклассников и
выпускников;
- Администрации города: создавать условия для достойной социальной и
культурной жизни молодежи по реальным ее
потребностям (мониторинговые исследования), создавая ресурсы для
привлечения молодых специалистов в город;
- Учащимся: ответственнее подходить к профориентированию; развивать
самостоятельность в учебной и социальной жизни.
К
семинару педагогический коллектив МАОУ лицей №5 опубликовал методический
сборник «Формирование исследовательской компетентности школьников в системе
профильного обучения. Современные подходы к обеспечению стандартов (из опыта
работы). Вышел внеочередной номер лицейской газеты « Тимирязева news», посвященный семинару.
Живой
интерес вызвало участие на переговорной площадке в режиме видео конференции Директора
Информационного центра по атомной энергии в городе Калининграде Старуновой И.В., которая рассказала о востребованных
специальностях и о перспективах для выпускников, желающих связать свою будущую
профессию с атомной отраслью.
Все
участники семинара выразили общее мнение о важности и своевременности подобных
мероприятий, ведь наши дети - будущее нашей страны – это дело не только школы и
родителей, это приоритетное дело государственной важности, общественный договор
и общественная ответственность.
Заместитель
директора по УВР Л.В.
Лыновская |